меню пользователя

Не зарегистрирован
Войти через:


Проза


   На самом деле сон был длинным , подробным и очень реалистичным. Приснился он мне в ночь с 11 на 12 июня, а 11 июня – мой день рождения. Но, как это обычно бывает при пробуждении, я его помнил отрывками и без подробностей. И все же позже мне удалось вспомнить и логически связать те немногие кусочки мозаики, которые выстроились в более-менее стройное повествование.


   Хотите верьте, а хотите нет – но мне кажется, что я наконец-то открыл секрет эффективности российской медицины. «Какая эффективность!?» воскликните вы. Они же «коновалы», «им только попадись»! А вот и нет. Отечественная медицина имеет огромный опыт по лечению и профилактике всевозможных и даже невозможных заболеваний, и большей частью именно благодаря ей население России ещё не вымерло окончательно от нашесвтия кохов, сальмонелл и вирусов.





Фото

1_tr2
Тренажер для отработки траектории, скорости и силы ударов различными типами (короткое, среднее, длинное) оружия.

Проза  |  Поэзия  |  Исторические исследования

« Крепость El Morro Fortress, Гавана  | В начало |  Проект "Из Варяг в Греки" »


Церковь Казанской Иконы Божьей Матери в Яропольце (Забытая история).

    Историческая справка. Оригинальная постройка стиля классицизма, возведённая на средства графа З.Г.Чернышева. Церковь состоит из двух расположенных с востока на запад симметричных однокупольных объёмов (церкви и трапезной), объединенных притвором. В трапезной приделы преподобного Захария и праведной Анны. Отдельно стоящая колокольня 1869-1871. Закрыта в 1962. Формально передана верующим в 1990-х, однако ремонт не начат. В храме находилась усыпальница генерал-фельдмаршала З.Г.Чернышева. Церковь входит в ансамбль известной усадьбы Ярополец Чернышевых.




(По материалам сайта http://www.temples.ru/).



    Будучи студентом Московского авиационного института в конце 90х годов я с несколькими одногрупниками был отправлен распоряжением деканата в село Ярополец Волоколамского р-на Московской области для вырубки кустарников и деревьев на территории усадьбы графа З. Г. Чернышева, в которой планировалось открыть дом отдыха. Забегая вперед, скажу, что усадьба и ныне стоит разрушенная и обнесенная забором.

    Однако, рассказ пойдет не об усадьбе, а о церкви Казанской Иконы Божьей Матери находящейся напротив через дорогу. Во время вырубки кустарников я не проявил особого интереса к церкви, однако в памяти отложился ее необычный вид. Весной сего года я решил уже целенаправленно съездить в Ярополец, чтобы более подробно осмотреть церковь, а заодно посетить места студенческой «боевой» славы.

    За 12 лет пошедших с первого посещения церковь очень сильно обветшала. Продолжается разрушение кирпичной кладки, как самого здания, так и кирпичной ограды. По всей видимости, в скором времени, возможно, обрушение кровли и куполов.

    При осмотре здания бросается в глаза необычная, симметричная относительно центрального входа конструкция, состоящая как бы из двух церквей соединенных центральным проходом. При более внимательном осмотре фасада над колоннами нахожу интересный знак не характерный для обычных православных храмов.

    Это не что иное как «Всевидящее око» - древний символ (Лучезарная дельта), который масоны заимствовали у римской католической церкви. В христианстве чаще всего интерпретируется как символ Бога-Отца или Троицы. В России «Всевидящее око» в виде треугольника с глазом появилось в 18 веке, предположительно с появлением масонов. Однако, на православных храмах, он встречается довольно редко (например, на Казанском соборе в Санкт-Петербурге заложенном в 1801 году) и не является характерным для середины 18-го века.

    Рассмотрим более подробно расположение здания и его внутреннее устройство. Как известно православные церкви строятся таким образом, чтобы вход находился с запада. Фасад церкви Казанской Божьей Матери, как видно из схемы имеет ориентацию юго-запад – северо-восток. По всей видимости, при строительстве здание сориентировали параллельно усадьбе Чернышева, находящейся через дорогу, поэтому расположение относительно сторон света соблюдено лишь приблизительно.

    При осмотре внутреннего пространства в восточном крыле я обнаружил остатки алтаря и иконостаса (как понятно иконы отсутствуют). Фрески на стенах и потолке не видны (возможно, их не было изначально). Сохранилась часть лепнины, однако, протекающая сквозь крышу вода ускоряет ее разрушение. На полу частично сохранилась плитка, на колоннах иконостаса еще можно разглядеть потускневшую позолоту. Повсюду видны следы присутствия людей в виде бытового мусора и похабных надписей на стенах и даже потолке.

    Чтобы попасть к алтарю, надо войти в центральный вход и повернуть налево в двустворчатую деревянная дверь. Изначально дверь была застеклена витражами, от которых тоже ничего не осталось.

    Эта дверь находится напротив алтаря с западной стороны восточной части здания. Таким образом, восточное крыло фактически является православной церковью. Зачем же нужна тогда симметричная пристройка (западное крыло) внешне идентичная восточной части строения?

     Попасть в западное крыло здания можно через такую же деревянную арку с решетками для витражей (створки дверей не сохранились), как и на входе в восточное крыло. Сразу за аркой проход заложен до размеров стандартной двери. Видимо эта часть здания подвергалась поздней переделке и использовалась не по прямому назначению.

    Пройдя далее, я обнаружил, что эта часть здания сохранилась более хорошо. Здесь не так сумрачно, окон больше чем в восточном крыле. Видимо крыша ремонтировалась в советское время и непогода оставила меньше разрушений, чего не скажешь о побывавших здесь людях. Как и в восточном крыле здания, мусор и исписанные стены.

    Прямо посреди зала в полу пробита огромная дыра (видимо искали подвал или спрятанные ценности), с колонн содрана штукатурка, а одна вообще повалена на пол. Несмотря на это большая часть плитки на полу сохранилась в первозданном виде.

    Композиция храма уникальна для русской церковной архитектуры: два полностью симметричных прямоугольных объема, соединенные притвором. В восточном объеме располагалась сама Казанская церковь, а в западном − фамильная усыпальница. Так было задумано самим З.Г.Чернышевым, а вот кто именно воплотил в жизнь его идею – точно до сих пор не установлено (По материалам сайта http://www.hramy.ru/).

    Слева и справа от входа находятся отделенные оградками, места в которых предположительно могли находиться саркофаги с останками членов семьи графа Чернышева.

    Однако, вызывает удивление то, что фамильная усыпальница имеет форму и размер непосредственно самой церкви. Обычно усыпальницы являлись пристройкой к зданию церкви и имели меньшие размеры по сравнению с основным зданием.

    Возможно, понять назначение западного крыла здания позволит рассмотрение личности инициатора строительства - графа З. Г. Чернышева.

    Интересный факт приводит В. Спаров в своей книге «Полная история масонства». В 1747 году императрица Елизавета «велела учинить допрос» графу Головину, которого подозревала в тайных сношениях с прусским королем Фридрихом (известным масоном). Головин на допросах показал о своей принадлежности к масонству и кроме себя назвал также графов Захара и Ивана Чернышевых1.

    Несомненно, что речь здесь идет о графе Захаре Григорьевиче Чернышеве (1722-1784) при котором было начато возведение церкви Казанской Иконы Божьей Матери. Однако, преждевременная кончина в 1784 году не позволила довести задуманное до конца (строительство было начато в 1780-х годах, а окончено в 1798 году). Кстати, на табличке висящей на фасаде церкви указана дата 1728 год, что не соответствует действительности.

    Храм достраивался вдовой Чернышева Анной Родионовной, при содействии князя А. М. Голицина (так же по показаниям дворянина Михаила Олсуфьева, числящимся в списке лиц, «принадлежащих к гранд-мэтрам и масонам»2). По всей вероятности именно тогда, западное крыло церкви было сделано фамильной усыпальницей Чернышевых.

    В масонстве большое значение придается символам, например на входе в масонский храм должны находиться две колонны, символизирующие столпы Иахин и Воаз, поставленные царем Соломоном при входе в Иерусалимский храм (Библия, Третья книга царств (7:21)).

    Расположенные рядом столпы образуют символ, используемый в астрологии для знака Близнецов. Созвездие Близнецов есть некий символ, помещенный в незыблемую Книгу Небес как напоминание о том отдаленном времени, когда Солнце, проходя через знак Близнецов, отметило период возникновения на Земле младенческого человечества, потомками которого являются современные люди3.

    Сама форма здания с двумя симметричными крыльями подразумевает дуальность бытия, и олицетворяет столпы Соломона при входе в масонский храм. Можно предположить, что граф Чернышев попытался воплотить идею объединения в одном здании православной церкви и масонского храма. Однако, после смерти графа З.Г. Чернышева, при достройке западное крыло церкви было превращено в усыпальницу, в которую и были перенесены его останки.

     На фотографии видно, как выглядело надгробие над могилой З.Г. Чернышева в первозданном виде, и как оно выглядит в данное время.

     Композиция в целом, как она была задумана, представляет собой облицованную мрамором пристенную пирамиду, вверху которой располагался круглый беломраморный барельеф - профильный портрет фельдмаршала. По сторонам пирамиды предполагалось установить двух мраморных аллегорических фигур - «Печаль» и «Слава», которые, однако, из-за их откровенно светского характера в церкви не были установлены и находились в парковом вестибюле дворца. Сейчас эти фигуры находятся в музее Щусьева в Москве (По материалам сайта http://volokolamsk.narod.ru/).

     На черно-белой фотографии видно, что изначально пол был выложен наподобие шахматной доски темными и светлыми квадратами. Считается, что это один из важнейших символов масонской ложи обозначающий двойственность всех явлений земной жизни (добро и зло, свет и тьма, хорошее и плохое). Игра этих противоположностей сопровождает человека на всем пути его развития до тех пор, пока он, наученный этими уроками, не будет готов к достижению того состояния, в котором «шахматная доска» перестанет для него существовать и осознает их единство4.

     В оформлении надгробия также можно видеть масонские символы, например надгробие в виде пирамиды олицетворяет гору, на которой был возведен храм Соломона, и является в масонстве символом высокого устремления.

     Подводя итог, можно предположить, что инициатор строительства церкви граф З.Г. Чернышев действительно хотел реализовать синтез православия и масонства в одном здании. На это указывает, целый ряд признаков не приведенных выше. Например, архитектурное оформление в восточном крыле выполнено в формах ионического ордера, а в западном – коринфского, что тоже является символами колонн Воаз и Иахин. Помимо этого, внутренняя форма западного крыла соответствует форме масонской ложи: «вытянутый прямоугольник; простирающийся в длину от востока до запада, в ширину от севера до юга»5.

     Как бы ни было на самом деле, несомненно, что церковь Казанской Божьей Матери является уникальным памятником архитектуры, который, к сожалению, практически утрачен и в ближайшие несколько лет может окончательно исчезнуть, превратившись в груду кирпичей.

     P.S. Путешественникам на заметку. Помимо самой церкви интерес может представлять колокольня, стоящая за церковью и превращенная в водонапорную башюн; могила графа И.И. Чернышева-Кругликова (1834-1907) одного из последних потомков графа З.Г. Чернышева; а так же находящийся за развалинами поместья Чернышевых сад, с красивым прудом. Помимо, этого можно осмотреть усадьбу Гончаровых, находящуюся неподалеку, рядом с которой находится церковь Иоанна Предтечи 1755 года постройки (восстановлена и действует).

    Более подробную информацию об истории усадьбы Чернышева и церкви Казанской Иконы Божьей Матери, а также о том, как туда добраться вы можете найти по адресам:


1. http://www.hramy.ru/regions/r50/volokolamsky/yaropolec/yarkazan.htm
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%F0%EE%EF%EE%EB%F7%E0
3. http://volokolamsk.narod.ru/yaropolets/cher.htm.


1 Полная история масонства в одной книге / В. Спаров. – М.: АСТ, 2010, с. 198.
2 Там же, с. 199.
3 Полная история масонства в одной книге / В. Спаров. – М.: АСТ, 2010, с. 296,297.
4 Там же, с. 311.
5 Там же, с. 307.




« Крепость El Morro Fortress, Гавана  | В начало |  Проект "Из Варяг в Греки" »


© 2006 Мастерская Андрея Комарова
 Перепубликация материалов с сайта разрешена только при условии ссылки на первоисточник - сайт «Мастерская Андрея Комарова» 

Работает на: Amiro CMS